Манипулятором называют кран стрелового типа, смонтированный на автомобильном шасси. Такое устройство незаменимо при выполнении ремонтных, монтажно-демонтажных, восстановительных работ.
А еще его используют для погрузки-выгрузки и транспортировки разного рода грузов. Краново-манипуляторные установки (КМУ) классифицируются по целому ряду признаков.
Какими бывают краны-манипуляторы?
Классификация таких установок достаточно многообразна. В частности, по виду конструкции рабочего оснащения манипулятора различают:
-
агрегаты с «Z» образной конструкцией (в этом случае крановое оборудование размещено за кабиной авто – в процессе транспортировки оно может находиться либо поперек, либо вдоль рамы транспортного средства);
-
устройства с «L» образной конструкцией (рабочее оснащение может быть расположено как сразу за кабиной, так и в задней части ТС – нередко такой кран дополнен гидравлической лебедкой).
Подразделяют манипуляторы и по грузоподъемности. Так, существующие аппараты делят на три класса:
- • устройства микроманипуляторы (они способны поднять до 1 т груза);
- машины среднего класса (грузоподъемность 1-10 т);
- тяжелые агрегаты (способны перемещать грузы весом более 10 т).
Правда, параметр грузоподъемности (или грузовой момент) разными производителями трактуется по-разному – однозначности в этом классификационном признаке пока не наблюдается.
Краны-манипуляторы классифицируют по типу базы, на которую монтируют само устройство. Это может быть:
- гусеничный тягач;
- железнодорожная платформа;
- полуприцеп или седельный тягач;
- речное судно;
- стационарное размещение на технологической площадке;
- бортовая машина (случается чаще всего).
Основные характеристики манипулятора
Таковых несколько. Одной из наиболее значимых является величина грузового момента того или иного устройства. Она определяется максимальной массой перемещаемого груза и длиной стрелы манипулятора. Измеряется величина в тоннах на метр либо в килоньютонах на метр. Как уже отмечалось, в данном случае нужно руководствоваться классификациями ведущих производителей КМУ – таблицы, единой для всех компаний, не существует. Важно понимать, что грузоподъемность такого крана на самом малом вылете стрелы – максимальна, и наоборот.
Кроме того, необходимо иметь представление о предельной высоте подъема перемещаемого груза. В этом случае потенциальный потребитель должен руководствоваться особой грузовысотной диаграммой, составленной для конкретной модели крана-манипулятора. Важны и другие рабочие характеристики, например, угол поворота устройства, указатель наклона стрелы, исполнение и добротность подвески.
Сфера применения КМУ
Краново-манипуляторные установки используют в самых разных сферах человеческой деятельности, например:
- для погрузки-выгрузки лесоматериалов;
- для подачи материалов на крышу возводимого сооружения;
- с целью установки рекламных щитов;
- для перемещения эвакуируемых автомобилей;
- погрузка металлоконструкций для последующей транспортировки, а затем и выгрузка манипулятором;
- установка крупных емкостей;
- погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые КМУ на малых судах.
Сегодня манипуляторы весьма востребованы, и немудрено. Такие устройства обладают массой плюсов. В частности, КМУ в сочетании с грузовым шасси выполняет функции и грузовика и крана. Технически сложная машина может осуществлять погрузку, транспортировку и выгрузку тяжелых грузов максимально экономно. Среди других преимуществ таких агрегатов:
- невысокая стоимость эксплуатации;
- удешевление производимых работ;
- универсальность;
- мобильность;
- возможность монтажа вспомогательного оснащения.
Что касается минусов, присущих кранам-манипуляторам, то таковые тоже имеются. В России мало распространены машины тяжелого класса. Отчасти это обусловлено высокой стоимостью таких аппаратов и отсутствием подходящих шасси у отечественных производителей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.